- Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий
Любая деятельность человека, в том числе занятия физическими упражнениями и участие в оздоровительных мероприятиях, осуществляется лишь тогда, когда сформированы соответствующие мотивы, переходящие в потребность. Особенно актуальной проблема мотивации становится в случае самостоятельных занятий, при которых нет необходимости выполнять требования учебной программы и отсутствует контроль со стороны преподавателя. Недостаточная мотивация в совокупности с дефицитом времени приводит к тому, что двигательная активность многих студентов явно не соответствует норме.
Чтобы приступить в той или иной форме к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо прежде всего четко представить, что это может принести в плане физического и духовного развития, т. е. уяснить для себя вероятные мотивы. Как правило, наиболее значимые мотивы — это возможность укрепить здоровье, достичь высоких спор
тивных результатов, обеспечить профессиональную подготовленность, активно отдохнуть. Во многих случаях актуальна потребность в общении, самоутверждении, повышении престижа, удовлетворении эстетических вкусов.
Существуют также объективные факторы, влияющие на формирование мотивов, которые должны учитываться. К ним относятся доступность мест для занятий и спортивного инвентаря, климатические условия, возможность участия в соревнованиях. Немаловажным моментом в последнее время стала стоимость посещений спортивных клубов и секций. Первостепенное значение имеет наличие группы людей, объединенных не только учебой или работой, но и сходными интересами в области физической культуры.
Формирование мотивов и потребности в самостоятельных занятиях различными видами спорта и системами физических упражнений возможно только при наличии специальных знаний о закономерностях функционирования организма и воздействии на него разнообразных тренировочных средств. Такие знания могут быть получены и в процессе самих занятий физическими упражнениями. Особенно они важны в случае отклонений в состоянии здоровья и при желании достичь высоких спортивных результатов на фоне недостаточной начальной подготовленности. Зачастую данному вопросу не уделяется должного внимания. Косвенно об этом свидетельствует опрос студентов, в процессе которого только 10% связали самостоятельную двигательную деятельность с развитием познавательных способностей.
- Перспективное планирование занятий физическими упражнениями
Каждый вид спорта или система физических упражнений имеют, естественно, свою специфику, что находит отражение в тренировочных планах. Вместе с тем, планирование осуществляется по общей схеме и в зависимости от сроков действия предусматривает составление перспективных,, годичных, текущих и оперативных планов.
Перспективное (долгосрочное) планирование рассчитано на несколько лет. Его значение состоит в том, что только многолетняя подготовка может привести к большим успехам в спорте и существенно улучшить физическое состояние. Для студентов актуально планирование занятий физическими упражнениями на весь период обучение в вузе.
Перспективный план разрабатывается с учетом следующих положений: возраста начала спортивной специализации; количества лет, требуемых для достижения спортивного мастерства или высоких показателей физического развития; уровня прогнозируемых результатов по годам; компо
нентов подготовленности; календаря соревнований. Большое значение имеют индивидуальные особенности человека, условия труда и отдыха.
Перспективный план включает:
- конечную цель занятий в течение всего планируемого периода и задачи на каждый год;
- перечень основных средств тренировки и восстановления, а также суммарный объем нагрузки по годам и месяцам;
- число соревновательных стартов и их распределение;
- сроки проведения различных видов контроля и самоконтроля.
В большинстве случаев многолетние планы состоят из примерно одинаковых по структуре годичных циклов. Однако при этом с каждым годом увеличивается объем и интенсивность нагрузки, средства и методы тренировки становятся все более разнообразными. Меняется соотношение общей и специальной подготовки. Так, на начальном этапе многолетней тренировки общая физическая подготовка (включая вспомогательную) составляет примерно 95%, а специальная подготовка -5% от годового объема; на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей данное соотношение составляет уже соответственно 35 и 65%. Таким образом, в процессе перспективного планирования реализуются принципы физического воспитания и спортивной тренировки — принципы доступности, систематичности, динамичности.
Разработанный перспективный план не является застывшим и неизменным. Постоянный контроль и самоконтроль позволяют выявить в каждом году отклонения от намеченных спортивных результатов, показателей всех компонентов подготовленности. Вносят свои поправки разнообразные непредвиденные обстоятельства. Все это требует обоснованной корректировки плана.
1,251 просмотров всего, 1 просмотров сегодня