Планирование и особенности самостоятельных занятий различными упражнениями

  • Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий

Любая деятельность человека, в том числе занятия физическими уп­ражнениями и участие в оздоровительных мероприятиях, осуществляется лишь тогда, когда сформированы соответствующие мотивы, переходящие в потребность. Особенно актуальной проблема мотивации становится в случае самостоятельных занятий, при которых нет необходимости выпол­нять требования учебной программы и отсутствует контроль со стороны преподавателя. Недостаточная мотивация в совокупности с дефицитом времени приводит к тому, что двигательная активность многих студентов явно не соответствует норме.

Чтобы приступить в той или иной форме к самостоятельным заняти­ям физическими упражнениями, необходимо прежде всего четко предста­вить, что это может принести в плане физического и духовного развития, т. е. уяснить для себя вероятные мотивы. Как правило, наиболее значимые мотивы — это возможность укрепить здоровье, достичь высоких спор­
тивных результатов, обеспечить профессиональную подготовлен­ность, активно отдохнуть. Во многих случаях актуальна потребность в общении, самоутверждении, повышении престижа, удовлетворении эсте­тических вкусов.

Существуют также объективные факторы, влияющие на формирова­ние мотивов, которые должны учитываться. К ним относятся доступность мест для занятий и спортивного инвентаря, климатические условия, воз­можность участия в соревнованиях. Немаловажным моментом в последнее время стала стоимость посещений спортивных клубов и секций. Первосте­пенное значение имеет наличие группы людей, объединенных не только учебой или работой, но и сходными интересами в области физической культуры.

Формирование мотивов и потребности в самостоятельных занятиях различными видами спорта и системами физических упражнений возмож­но только при наличии специальных знаний о закономерностях функцио­нирования организма и воздействии на него разнообразных тренировоч­ных средств. Такие знания могут быть получены и в процессе самих заня­тий физическими упражнениями. Особенно они важны в случае отклоне­ний в состоянии здоровья и при желании достичь высоких спортивных ре­зультатов на фоне недостаточной начальной подготовленности. Зачастую данному вопросу не уделяется должного внимания. Косвенно об этом сви­детельствует опрос студентов, в процессе которого только 10% связали самостоятельную двигательную деятельность с развитием познавательных способностей.

  • Перспективное планирование занятий физическими упражнениями

Каждый вид спорта или система физических упражнений имеют, ес­тественно, свою специфику, что находит отражение в тренировочных пла­нах. Вместе с тем, планирование осуществляется по общей схеме и в зави­симости от сроков действия предусматривает составление перспективных,, годичных, текущих и оперативных планов.

Перспективное (долгосрочное) планирование рассчитано на не­сколько лет. Его значение состоит в том, что только многолетняя подго­товка может привести к большим успехам в спорте и существенно улуч­шить физическое состояние. Для студентов актуально планирование заня­тий физическими упражнениями на весь период обучение в вузе.

Перспективный план разрабатывается с учетом следующих положе­ний: возраста начала спортивной специализации; количества лет, требуе­мых для достижения спортивного мастерства или высоких показателей фи­зического развития; уровня прогнозируемых результатов по годам; компо­
нентов подготовленности; календаря соревнований. Большое значение имеют индивидуальные особенности человека, условия труда и отдыха.

Перспективный план включает:

  • конечную цель занятий в течение всего планируемого периода и задачи на каждый год;
  • перечень основных средств тренировки и восстановления, а также суммарный объем нагрузки по годам и месяцам;
  • число соревновательных стартов и их распределение;
  • сроки проведения различных видов контроля и самоконтроля.

В большинстве случаев многолетние планы состоят из примерно одинаковых по структуре годичных циклов. Однако при этом с каждым годом увеличивается объем и интенсивность нагрузки, средства и методы тренировки становятся все более разнообразными. Меняется соотношение общей и специальной подготовки. Так, на начальном этапе многолетней тренировки общая физическая подготовка (включая вспомогательную) со­ставляет примерно 95%, а специальная подготовка -5% от годового объе­ма; на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей данное соотношение составляет уже соответственно 35 и 65%. Таким обра­зом, в процессе перспективного планирования реализуются принципы фи­зического воспитания и спортивной тренировки — принципы доступности, систематичности, динамичности.

Разработанный перспективный план не является застывшим и неиз­менным. Постоянный контроль и самоконтроль позволяют выявить в каж­дом году отклонения от намеченных спортивных результатов, показателей всех компонентов подготовленности. Вносят свои поправки разнообразные непредвиденные обстоятельства. Все это требует обоснованной корректи­ровки плана.

1,287 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *