Методические основы физической подготовки

 

  • Принципы физического воспитания и спортивной тренировки

Процесс физического воспитания и спортивной тренировки осуще­ствляется как с учетом общих принципов (фундаментальных закономерно­стей), действующих в сфере физической культуры, так и с учетом специ­фических (методических) принципов, лежащих в основе занятий физиче­скими упражнениями. Общие принципы включают принцип оздорови­тельной направленности, гармоничного развития личности, подготовки к высокопроизводительному труду. К методическим принципам физическо­го воспитания и спортивной тренировки относятся:

  1. Принцип сознательности и активности. Предполагает форми­рование осмысленного отношения и интереса к занятиям физическими уп­ражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, следованием семейным традициям, желанием укрепить здоровье, улуч­шить телосложение, активно отдохнуть и т. п.
  2. Принцип наглядности. Реализуется непосредственным показом двигательного задания, который дополняется зрительным иллюстратив­ным материалом (видеозаписями и пр.), звуковыми сигналами, использо­ванием тренажерных устройств.
  3. Принцип доступности. Заключается в учете возраста, пола, со­стояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся. Практиче­ское использование принципа доступности воплощается в соблюдении ря­да правил: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от про­стого к сложному, от главного к второстепенному.
  4. Принцип систематичности. Предусматривает регулярность за­нятий и рациональное чередование нагрузки и отдыха. В этом принципе находят свое отражение физиологические механизмы повышения работо­способности, в частности, отставленный и суммарный эффект от выполне­ния физических упражнений. Принцип систематичности обеспечивается: непрерывностью учебно-тренировочного процесса; повторяемостью (цик­личностью) отдельных занятий и их серий; вариативностью форм и содер­жания занятий и используемых упражнений; последовательностью освое­ния учебного материала (в рамках одного занятия, в средних и больших тренировочных циклах).
  5. Принцип динамичности. Состоит в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и , интенсивности нагрузки. Не­обходимость этого обусловлена тем, что по мере приспособления к нагруз­ке уменьшаются вызываемые ей биологические сдвиги. Повышение на­грузки может происходить прямолинейно, когда общий её уровень сравни­тельно невысок, ступенчато и волнообразно. Прямолинейное и ступенча­тое повышение производится, как правило, на фоне волнообразной дина­мики.

Все рассмотренные принципы тесно связаны между собой, и успеш­ность занятий физическими упражнениями обеспечивается их комплекс­ной реализацией.

  • Средства физического воспитания и спортивной тренировки

Средство – это то, с помощью чего достигается поставленная цель. К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения являются основным средством. Они пред­ставляют собой двигательные действия, при помощи которых осуществля­ется направленное воздействие на занимающихся. Главным условием эф­фективности физических упражнений является их многократное повторе­ние.



Физические упражнения классифицируются по ряду признаков:

  1. По целевой направленности – общеразвивающие, спортивные (обще-подготовительные, специально-подготовительные, соревнователь­ные, т. е. выполняемые в соответствии с правилами соревнований по дан­ному виду спорта), профессионально-прикладные, восстановительные, рекреационные, лечебные и другие упражнения.
  2. По направленности на развитие отдельных физических и психиче­ских качеств – упражнения, развивающие выносливость, силу и скоростно­силовые способности, быстроту, ловкость, гибкость, а также смелость, ре­шительность и другие качества.
  3. По структуре движений — циклические, ациклические и смешан­ные упражнения.
  4. По направленности на развитие отдельных мышечных групп – уп­ражнения для мышц туловища, шеи, верхних и нижних конечностей.
  5. По режиму работы мышц – динамические (при которых мышцы, укорачиваясь, работают в преодолевающем режиме, а, удлиняясь – в усту­пающем), статические (при которых длина активных мышц остается неиз­менной), комбинированные (сочетающие оба режима) упражнения.
  6. По механизму энергообеспечения – упражнения аэробного, ана­эробного и смешанного характера.
  7. По зонам мощности – упражнения малой, умеренной, большой, субмаксимальной, максимальной мощности.

Естественные силы природы (солнечная радиация, воздушная и вод­ная среда) служат средством укрепления здоровья и повышения работо­способности. В процессе физического воспитания и занятия спортом они используются в двух направлениях:

  • как сопутствующие условия (тренировка на открытом воздухе, в высокогорье), усиливающие воздействия физических упражнений;
  • в виде специальных процедур закаливания (воздушных и солнеч­ных ванн, водных и других процедур).

Гигиенические факторы, включающие соблюдение правил личной и общественной гигиены, также влияют на эффективность выполняемых фи­зических упражнений.

  • Методы физического воспитания и спортивной тренировки

Метод – это способ применения избранных средств для достижения поставленной цели. Распространено также понятие “методика”. Под мето­дикой в педагогике понимается совокупность различных методов и форм организации занятий для решения конкретных задач.

В физическом воспитании и спорте наряду с общепедагогическими используются специфические методы, которые подразделяются на три

группы:

  1. Методы приобретения специальных знаний. Предусматривают устную передачу и усвоение информации (рассказ, беседа, объяснение, описание, само-проговаривание); передачу и усвоение печатной информа­ции (работа с учебником, пособиями и пр.); сенсорную передачу и усвое­ние информации (на основе зрительного, слухового, вестибулярного, дви­гательного анализаторов). В физическом воспитании и спорте особое зна­чение имеет создание чувственного образа двигательного действия по­средством сенсорной передачи информации. С этой целью применяется натуральный показ упражнения; демонстрация рисунков, фотографий, ви­деозаписей; установка пространственных ориентиров; задание с помощью технических устройств необходимых параметров движения.
  2. Методы овладения двигательными умениями и навыками. Включают метод расчлененного упражнения и метод целостного упражне­ния. Метод расчлененного упражнения представляет собой разучивание упражнения по частям с последующим их объединением по мере освоения в целостное действие, а метод целостного упражнения – освоение двига­тельного действия сразу в целостной форме.
  3. Методы развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Объединяют, во-первых, методы, связанные со строгим нормированием и регулированием нагрузки в ходе выполнения задания (заранее предписанный состав упражнений, порядок их повторе­ния, характер и длительность интервалов отдыха), во-вторых, методы, свя­занные с созданием игровой и соревновательной обстановки (соответст­венно, игровой и соревновательный методы).

Методы, связанные с нормированием и регулированием нагрузки, входящие в третью группу, очень разнообразны и делятся, в свою очередь, на методы стандартного упражнения (равномерный и повторный методы) и вариативного упражнения (переменный и интервальный методы). К этой же подгруппе относится круговой метод, называющийся также круговой тренировкой. Подробно данные методы изложены при рассмотрении мето­дики развития различных физических качеств.

  • Основные параметры физических нагрузок

Под физической нагрузкой понимается определенная величина воз­действия физических упражнений на организм занимающегося.

Физическая нагрузка имеет два основных параметра – объем и ин­тенсивность. Оба этих параметра отражают, с одной стороны, совершае­мую работу, т. е. внешнее проявление нагрузки, а, с другой – возникающие при этом функциональные сдвиги в организме, т. е. внутреннее проявление нагрузки.

Объем нагрузки характеризуют: внешние показатели – суммарный километраж за одно занятие или какой-то другой отрезок времени; количе­ство повторений упражнения (подъемов штанги, элементов гимнастиче­ской комбинации, атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах); суммарный вес отягощений; продолжительность занятия; общее количество занятий; внутренние показатели – суммарный расход энергии; суммарное число сердечных сокращений и т. п.

Интенсивность нагрузки характеризуют: внешние показатели – ско­рость передвижения (в беге, плавании, лыжных гонках); темп игры или боя (в спортивных играх и единоборствах); вес отягощений (в упражнениях со штангой, гантелями, набивными мячами, на тренажерах и т. п.); длина и высота прыжков; дальность метаний; моторная плотность занятия (отно­шение времени, затраченного на выполнение упражнений, к общему вре­мени занятия); внутренние показатели – ЧСС, величина энергозатрат в единицу времени и т.п.

Необходимо отметить, что одинаковая по объему и интенсивности физическая работа вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, разной степени тренированности. Таким образом, при планировании объема и интенсивности нагрузки должны учитываться обе её стороны, т. е. внешние и внутренние показатели.

  • Общая физическая подготовка в системе физического воспитания и спорта

Сложившейся системе физического воспитания и спорта присущи два направления — общее н специальное. В связи с этим выделяют общую физическую и специальную подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенст­вования физических качеств, направленный на всестороннее и гармонич­ное физическое развитие человека.

Специальная подготовка – это процесс избирательного и углублен­ного совершенствования двигательных умений, навыков и физических ка­честв, необходимых для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта и трудовой деятельности. Соответственно, специальная подго­товка осуществляется в двух областях: в спортивной тренировке и про- фессионально-прикладной физической подготовке.

ОФП неразрывно связана со специальной подготовкой, она служит базой для нее и имеет особое значение на начальных этапах тренировки н профессионально-прикладной подготовки.

Главные задачи ОФП заключаются в повышении функциональных возможностей организма, общей работоспособности и коррекции телосло­жения. Это становится возможным при развитии всех без исключения фи-
знческих качеств. Однако наиболее важным считается развитие выносли­вости посредством длительной работы с относительно невысокой интен­сивностью, улучшение ловкости в самых разнообразных движениях н уве­личение подвижности суставов.

Как видно из определения, ОФП предусматривает достижение необ­ходимого уровня развития физических качеств. Этот процесс невозможно представить без овладения новыми двигательными действиями, т. е. без накопления двигательного опыта, имеющего первостепенное значение во всех областях жизнедеятельности человека. Таким образом, ОФП состав­ляет основу всего физического воспитания. Занятия по физической куль­туре в средних и высших учебных заведениях строятся именно с ориента­цией на ОФП. Для оценки уровня ОФП применяется комплекс тестов на развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей.

  • Спортивная тренировка и её компоненты

Спортивная тренировка – это основная часть системы подготовки спортсменов. Её целью является не только достижение высоких спортив­ных результатов, но н развитие личности занимающихся. Кроме трениров­ки в систему подготовки спортсменов входят соревнования (подготови­тельные, контрольные, подводящие илн модельные, отборочные, главные) н факторы, дополняющие тренировку н соревнования (режим труда и от­дыха, средства восстановления, специальное питание н т.п.).

Тренировка в сфере массового спорта и спорта высших достижений имеет свою специфику, однако, методические основы подготовки спорт­сменов младших разрядов н высококвалифицированных спортсменов принципиально ие отличаются.

В спортивную тренировку входят следующие компоненты:

  • физическая подготовка;
  • техническая подготовка;
  • тактическая подготовка;
  • психическая подготовка.

Физическая, техническая и психическая подготовка направлены со­ответственно на развитие физических качеств, обучение двигательным действиям, воспитание волевых н специальных психических качеств.

Тактическая подготовка заключается в практическом освоении спо­собов ведения спортивной борьбы. Различают наступательную, оборони­тельную, контратакующую тактику, а также индивидуальную, групповую и командную её формы. Варианты тактических действий зависят от вида спорта. Например, в беге на средние дистанции спортсмену с более высо­ким, чем у других, уровнем скоростных качеств выгодно вести бег в отно­сительно невысоком темпе, чтобы добиться победы быстрым финишным
рывком. Особое значение тактическая подготовка имеет в спортивных иг­рах и единоборствах.

Компоненты спортивной тренировки тесно связаны. Так, успешность технической подготовки напрямую зависит от развития физических ка­честв, а тактическая подготовка опирается на разнообразие освоенных двигательных действий.

Также, как и система физического воспитания и спорта в целом, все компоненты спортивной тренировки имеют общую и специальную на­правленность.

  • Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки. Классификация физических качеств

Физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств, от которых зависит успех в избранном виде спорта.

Под физическими качествами понимаются отдельные стороны двигательных возможностей человека. В определенном смысле термину “физические качества” соответствует термин “физические способности”.

Существует пять основных физических качеств:

  • сила (силовые способности);
  • быстрота (скоростные способности);
  • выносливость;
  • ловкость (координационные способности);
  • гибкость.

Каждое из перечисленных физических качеств имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

Развитие физических качеств протекает неравномерно. Как правило, наибольший их прирост наблюдается в начальный период занятий физиче­скими упражнениями. С повышением уровня развития какого-либо качест­ва темпы его прироста снижаются. Исходя из этого, на каждом последую­щем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени и усилий.

Установлено, что наиболее эффективно развиваются отдельные фи­зические качества в периоды нх интенсивного прироста. Эти периоды на­зываются сенситивными (чувствительными) или критическими. Так, для детей и подростков наибольший прирост скоростно-силовых способностей и выносливости наблюдается у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16 лет; ловкости – у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Для боль­шинства физических качеств имеет место несколько сенситивных периодов.

Развитие физических качеств обратимо. Достаточно небольшого пе­рерыва в занятиях, как начинается снижение показателей их развития. В первую очередь, падает быстрота, позднее – сила, и, в последнюю очередь –
выносливость. Например, после пятимесячной тренировки сила возвраща­ется к исходному уровню через 18 мес., а выносливость – через 2-3 г.

  • Техническая подготовка как компонент спортивной

тренировки. Этапы обучения двигательным действиям

Техническая подготовка – это обучение технике физических уп­ражнений, выполняемых на соревновании или тренировке, и доведение её до необходимой степени совершенства.

Под техникой физических упражнений понимаются различные спо­собы решения двигательной задачи. Например, прыжок в высоту с разбега можно выполнить способом “перешагивание”, “перекидной” или “фосбю- рн-флоп”; удар по футбольному мячу – внешней или внутренней стороной стопы, носком или подъемом.

Физические упражнения представляют собой двигательные дейст­вия, состоящие нз отдельных движений. При этом не все движения одина­ково важны. Совокупность относительно неизменных и достаточных для решения поставленной задачи движений называется основой техники, а второстепенные особенности действий – деталями техники.

Обучение технике физических упражнений, т. е. составляющим их двигательным действиям, заключается в формировании двигательных умений, навыков и получении связанных с ними знаний. Двигательное умение – это такая степень овладения двигательным действием, при кото­рой управление движениями осуществляется под контролем направленно­го на них внимания, а двигательный навык – без его контроля, т. е. авто­матизировано.

Процесс обучения двигательным действиям строится с учетом реф­лекторной природы двигательной деятельности. Он протекает в три этапа, отражающие стадии формирования двигательного навыка:

  1. Начальное разучивание. Цель этапа – формирование способности выполнять основу техники, воспроизводить её хотя бы в грубой форме. Для этого необходимо: создать общее представление о двигательном дей­ствии; разучить элементы техники; предупредить или устранить грубые ошибки. На этом этапе особое значение имеют методы приобретения спе­циальных знаний. При невозможности освоения двигательного действия сразу в целостной форме используется метод расчлененного упражнения, хотя зачастую это менее эффективно.
  2. Углубленное разучивание. Цель этапа – формирование двигатель­ного умения. Для этого необходимо: уточнить пространственные, времен­ные и динамические характеристики техники в соответствии с индивиду­альными особенностями обучаемого; добиться слитного выполнения дви­гательного действия в полном объеме; овладеть рациональным ритмом
    движения. На данном этапе ведущим становится метод целостного упраж­нения. Количество повторений разучиваемого упражнения на одном заня­тии постепенно увеличивается.
  3. Закрепление и совершенствование. Цель этапа – формирование двигательного навыка, достижение технического мастерства. Для этого не­обходимо: достигнуть определенной стабильности техники; усовершенст­вовать индивидуальные детали техники; обеспечить подвижность и вариа­тивность техники, способность приспосабливаться к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии. На данном этапе стабильность достигается в процессе многократного повто­рения разучиваемого упражнения в неизменных внешних условиях, а ва­риативность – в условиях, частично или полностью воспроизводящих ре­альную меняющуюся обстановку.

В процессе технической подготовки необходимо учитывать явление, носящее название “перенос навыков”. Оно заключается в том, что форми­рование одних двигательных навыков может оказывать влияние на форми­рование Других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков:

  • положительный перенос, при котором ранее сформированный на­вык облегчает формирование последующего (например, навык ме­тания теннисного мяча способствует освоению метания копья);
  • отрицательный перенос, при котором ранее сформированный на­вык затрудняет формирование последующего (например, навык выполнения сальто назад замедляет освоение переворота назад);
  • односторонний перенос, при котором формирование одного навы­ка способствует образованию другого, а обратного влияния не об­наруживается;
  • взаимный перенос, при котором навык переносится с одного дви­гательного действия на другое и обратно;
  • прямой перенос, при котором формирование одного навыка непо­средственно влияет на создание другого;
  • косвенный перенос, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения но­вого.
    • Психическая подготовка как компонент спортивной тренировки. Классификация волевых качеств

Психическая подготовка – это формирование психической готов­ности спортсмена к тренировочному процессу и соревнованиям. Она имеет две относительно самостоятельные и взаимосвязанные стороны: воспита­ние волевых и специальных психических качеств.

Волевые качества характеризуют умение преодолевать трудности. К ним относятся:

  • целеустремленность (ясное видение перспективной цели);
  • смелость и решительность (склонность к разумному риску в со­четании с обдуманностью решений);
  • настойчивость и упорство (способность к мобилизации функ­циональных резервов, активность в достижении целей и преодоле­нии препятствий);
  • выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбу­ждения);
  • самостоятельность и инициативность (умение проявлять но­ваторство, находчивость и сообразительность).

У представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие воле­вые качества, причем всех их объединяет целеустремленность. Например, для бегуна-стайера или лыжника наиболее важны настойчивость и упорст­во, для футболиста – самостоятельность и инициативность, для гимнаста – выдержка и самообладание, для боксера или прыгуна на лыжах с трампли­на- смелость и решительность.

Специальные психические качества включают: способность регули­ровать психические состояния, обусловленные ожиданием тренировок и соревнований; устойчивость к стрессовым ситуациям, возникающим на тренировках и соревнованиях; возможность воспринимать и перерабаты­вать информацию в условиях дефицита времени и т. д.

Воспитание волевых и специальных психических качеств не пред­ставляет собой самостоятельный процесс, оно происходит в единстве с развитием физических качеств, овладением спортивной техникой и такти­кой. Обязательным условием психической подготовки является создание и сознательное преодоление трудностей, связанных с выполнением различ­ных физических упражнений. Выполнение упражнений затрудняют утом­ление, боль, страх. Большое значение имеет формирование актуальных мо­тивов спортивной тренировки и благоприятного отношения ко всем её со­ставляющим.

  • Формы и структура занятий физическими упражнениями

Занятия физическими упражнениями проводятся в урочной и не­урочной формах.

Урочная форма отличается тем, что занятия проходят под руково­дством педагога, в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте с однородной по составу группой занимающихся. Урок является основной формой физического воспитания и практикуется во всех
учебных заведениях. По целевой направленности урочные занятия подраз­деляются на уроки общей физической подготовки и специализированные, такие, как спортивная тренировка, занятия по прикладной физической под­готовке и лечебной физической культуре.

В неурочной форме обычно проходят занятия физическими упраж­нениями в режиме труда и отдыха (утренняя гимнастика, производствен­ная гимнастика, самостоятельные занятия различными системами физиче­ских упражнений и спортом, туризмом, массовые оздоровительные и спор­тивные мероприятия).

Урочные и некоторые неурочные формы занятий физическими уп­ражнениями имеют определенную структуру. В соответствии с ней заня­тия делятся иа три части: подготовительную, основную и заключитель­ную.

В подготовительной части проводится организация занимающихся, ознакомление с содержанием занятия, общая и специальная разминка. За­дача общей разминки состоит в подготовке опорно-двигательного аппарата (разогрев мышц), сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к предстоящей работе. Обычно для этого применяется медленный бег и об­щеразвивающие упражнения для основных групп мышц. Специальная разминка включает упражнения, сходные по координации и нагрузке с двигательными действиями основной части занятия. Продолжительность подготовительной части составляет 7-10% всего времени занятия.

В основной части решаются главные задачи занятия. При этом ис­пользуются разнообразные обще-подготовительные упражнения, представ­ляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Основная часть бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипными упражнениями (например, кроссовый бег, игра в футбол, баскетбол), сложная – разнородными (например, прыжки в высоту и силовые упраж­нения). Во втором случае необходимо соблюдать определенную последо­вательность-. вначале разучивается техника сложно-координированных упражнений, затем выполняются упражнения на быстроту, силу и в конце основной части – на выносливость. Упражнения аэробного характера сле­дуют за анаэробными. Продолжительность основной части составляет 80- 85% всего времени занятия.

В заключительной части постепенно снижается функциональная ак­тивность занимающихся, и организм приводится в сравнительно спокой­ное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, уп­ражнений на расслабление и на внимание. При необходимости проводится анализ проделанной работы. Продолжительность заключительной части составляет 3-5% всего времени занятия.

1,080 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *