- Принципы физического воспитания и спортивной тренировки
Процесс физического воспитания и спортивной тренировки осуществляется как с учетом общих принципов (фундаментальных закономерностей), действующих в сфере физической культуры, так и с учетом специфических (методических) принципов, лежащих в основе занятий физическими упражнениями. Общие принципы включают принцип оздоровительной направленности, гармоничного развития личности, подготовки к высокопроизводительному труду. К методическим принципам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:
- Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование осмысленного отношения и интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, следованием семейным традициям, желанием укрепить здоровье, улучшить телосложение, активно отдохнуть и т. п.
- Принцип наглядности. Реализуется непосредственным показом двигательного задания, который дополняется зрительным иллюстративным материалом (видеозаписями и пр.), звуковыми сигналами, использованием тренажерных устройств.
- Принцип доступности. Заключается в учете возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся. Практическое использование принципа доступности воплощается в соблюдении ряда правил: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному.
- Принцип систематичности. Предусматривает регулярность занятий и рациональное чередование нагрузки и отдыха. В этом принципе находят свое отражение физиологические механизмы повышения работоспособности, в частности, отставленный и суммарный эффект от выполнения физических упражнений. Принцип систематичности обеспечивается: непрерывностью учебно-тренировочного процесса; повторяемостью (цикличностью) отдельных занятий и их серий; вариативностью форм и содержания занятий и используемых упражнений; последовательностью освоения учебного материала (в рамках одного занятия, в средних и больших тренировочных циклах).
- Принцип динамичности. Состоит в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и , интенсивности нагрузки. Необходимость этого обусловлена тем, что по мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ей биологические сдвиги. Повышение нагрузки может происходить прямолинейно, когда общий её уровень сравнительно невысок, ступенчато и волнообразно. Прямолинейное и ступенчатое повышение производится, как правило, на фоне волнообразной динамики.
Все рассмотренные принципы тесно связаны между собой, и успешность занятий физическими упражнениями обеспечивается их комплексной реализацией.
- Средства физического воспитания и спортивной тренировки
Средство — это то, с помощью чего достигается поставленная цель. К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физические упражнения являются основным средством. Они представляют собой двигательные действия, при помощи которых осуществляется направленное воздействие на занимающихся. Главным условием эффективности физических упражнений является их многократное повторение.
Физические упражнения классифицируются по ряду признаков:
- По целевой направленности — общеразвивающие, спортивные (обще-подготовительные, специально-подготовительные, соревновательные, т. е. выполняемые в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта), профессионально-прикладные, восстановительные, рекреационные, лечебные и другие упражнения.
- По направленности на развитие отдельных физических и психических качеств — упражнения, развивающие выносливость, силу и скоростносиловые способности, быстроту, ловкость, гибкость, а также смелость, решительность и другие качества.
- По структуре движений — циклические, ациклические и смешанные упражнения.
- По направленности на развитие отдельных мышечных групп — упражнения для мышц туловища, шеи, верхних и нижних конечностей.
- По режиму работы мышц — динамические (при которых мышцы, укорачиваясь, работают в преодолевающем режиме, а, удлиняясь — в уступающем), статические (при которых длина активных мышц остается неизменной), комбинированные (сочетающие оба режима) упражнения.
- По механизму энергообеспечения — упражнения аэробного, анаэробного и смешанного характера.
- По зонам мощности — упражнения малой, умеренной, большой, субмаксимальной, максимальной мощности.
Естественные силы природы (солнечная радиация, воздушная и водная среда) служат средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В процессе физического воспитания и занятия спортом они используются в двух направлениях:
- как сопутствующие условия (тренировка на открытом воздухе, в высокогорье), усиливающие воздействия физических упражнений;
- в виде специальных процедур закаливания (воздушных и солнечных ванн, водных и других процедур).
Гигиенические факторы, включающие соблюдение правил личной и общественной гигиены, также влияют на эффективность выполняемых физических упражнений.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
Метод — это способ применения избранных средств для достижения поставленной цели. Распространено также понятие «методика». Под методикой в педагогике понимается совокупность различных методов и форм организации занятий для решения конкретных задач.
В физическом воспитании и спорте наряду с общепедагогическими используются специфические методы, которые подразделяются на три
группы:
- Методы приобретения специальных знаний. Предусматривают устную передачу и усвоение информации (рассказ, беседа, объяснение, описание, само-проговаривание); передачу и усвоение печатной информации (работа с учебником, пособиями и пр.); сенсорную передачу и усвоение информации (на основе зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного анализаторов). В физическом воспитании и спорте особое значение имеет создание чувственного образа двигательного действия посредством сенсорной передачи информации. С этой целью применяется натуральный показ упражнения; демонстрация рисунков, фотографий, видеозаписей; установка пространственных ориентиров; задание с помощью технических устройств необходимых параметров движения.
- Методы овладения двигательными умениями и навыками. Включают метод расчлененного упражнения и метод целостного упражнения. Метод расчлененного упражнения представляет собой разучивание упражнения по частям с последующим их объединением по мере освоения в целостное действие, а метод целостного упражнения — освоение двигательного действия сразу в целостной форме.
- Методы развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Объединяют, во-первых, методы, связанные со строгим нормированием и регулированием нагрузки в ходе выполнения задания (заранее предписанный состав упражнений, порядок их повторения, характер и длительность интервалов отдыха), во-вторых, методы, связанные с созданием игровой и соревновательной обстановки (соответственно, игровой и соревновательный методы).
Методы, связанные с нормированием и регулированием нагрузки, входящие в третью группу, очень разнообразны и делятся, в свою очередь, на методы стандартного упражнения (равномерный и повторный методы) и вариативного упражнения (переменный и интервальный методы). К этой же подгруппе относится круговой метод, называющийся также круговой тренировкой. Подробно данные методы изложены при рассмотрении методики развития различных физических качеств.
- Основные параметры физических нагрузок
Под физической нагрузкой понимается определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающегося.
Физическая нагрузка имеет два основных параметра — объем и интенсивность. Оба этих параметра отражают, с одной стороны, совершаемую работу, т. е. внешнее проявление нагрузки, а, с другой — возникающие при этом функциональные сдвиги в организме, т. е. внутреннее проявление нагрузки.
Объем нагрузки характеризуют: внешние показатели — суммарный километраж за одно занятие или какой-то другой отрезок времени; количество повторений упражнения (подъемов штанги, элементов гимнастической комбинации, атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах); суммарный вес отягощений; продолжительность занятия; общее количество занятий; внутренние показатели — суммарный расход энергии; суммарное число сердечных сокращений и т. п.
Интенсивность нагрузки характеризуют: внешние показатели — скорость передвижения (в беге, плавании, лыжных гонках); темп игры или боя (в спортивных играх и единоборствах); вес отягощений (в упражнениях со штангой, гантелями, набивными мячами, на тренажерах и т. п.); длина и высота прыжков; дальность метаний; моторная плотность занятия (отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, к общему времени занятия); внутренние показатели — ЧСС, величина энергозатрат в единицу времени и т.п.
Необходимо отметить, что одинаковая по объему и интенсивности физическая работа вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, разной степени тренированности. Таким образом, при планировании объема и интенсивности нагрузки должны учитываться обе её стороны, т. е. внешние и внутренние показатели.
- Общая физическая подготовка в системе физического воспитания и спорта
Сложившейся системе физического воспитания и спорта присущи два направления — общее н специальное. В связи с этим выделяют общую физическую и специальную подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Специальная подготовка — это процесс избирательного и углубленного совершенствования двигательных умений, навыков и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта и трудовой деятельности. Соответственно, специальная подготовка осуществляется в двух областях: в спортивной тренировке и про- фессионально-прикладной физической подготовке.
ОФП неразрывно связана со специальной подготовкой, она служит базой для нее и имеет особое значение на начальных этапах тренировки н профессионально-прикладной подготовки.
Главные задачи ОФП заключаются в повышении функциональных возможностей организма, общей работоспособности и коррекции телосложения. Это становится возможным при развитии всех без исключения фи-
знческих качеств. Однако наиболее важным считается развитие выносливости посредством длительной работы с относительно невысокой интенсивностью, улучшение ловкости в самых разнообразных движениях н увеличение подвижности суставов.
Как видно из определения, ОФП предусматривает достижение необходимого уровня развития физических качеств. Этот процесс невозможно представить без овладения новыми двигательными действиями, т. е. без накопления двигательного опыта, имеющего первостепенное значение во всех областях жизнедеятельности человека. Таким образом, ОФП составляет основу всего физического воспитания. Занятия по физической культуре в средних и высших учебных заведениях строятся именно с ориентацией на ОФП. Для оценки уровня ОФП применяется комплекс тестов на развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей.
- Спортивная тренировка и её компоненты
Спортивная тренировка — это основная часть системы подготовки спортсменов. Её целью является не только достижение высоких спортивных результатов, но н развитие личности занимающихся. Кроме тренировки в систему подготовки спортсменов входят соревнования (подготовительные, контрольные, подводящие илн модельные, отборочные, главные) н факторы, дополняющие тренировку н соревнования (режим труда и отдыха, средства восстановления, специальное питание н т.п.).
Тренировка в сфере массового спорта и спорта высших достижений имеет свою специфику, однако, методические основы подготовки спортсменов младших разрядов н высококвалифицированных спортсменов принципиально ие отличаются.
В спортивную тренировку входят следующие компоненты:
- физическая подготовка;
- техническая подготовка;
- тактическая подготовка;
- психическая подготовка.
Физическая, техническая и психическая подготовка направлены соответственно на развитие физических качеств, обучение двигательным действиям, воспитание волевых н специальных психических качеств.
Тактическая подготовка заключается в практическом освоении способов ведения спортивной борьбы. Различают наступательную, оборонительную, контратакующую тактику, а также индивидуальную, групповую и командную её формы. Варианты тактических действий зависят от вида спорта. Например, в беге на средние дистанции спортсмену с более высоким, чем у других, уровнем скоростных качеств выгодно вести бег в относительно невысоком темпе, чтобы добиться победы быстрым финишным
рывком. Особое значение тактическая подготовка имеет в спортивных играх и единоборствах.
Компоненты спортивной тренировки тесно связаны. Так, успешность технической подготовки напрямую зависит от развития физических качеств, а тактическая подготовка опирается на разнообразие освоенных двигательных действий.
Также, как и система физического воспитания и спорта в целом, все компоненты спортивной тренировки имеют общую и специальную направленность.
- Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки. Классификация физических качеств
Физическая подготовка — это процесс целенаправленного развития физических качеств, от которых зависит успех в избранном виде спорта.
Под физическими качествами понимаются отдельные стороны двигательных возможностей человека. В определенном смысле термину «физические качества» соответствует термин «физические способности».
Существует пять основных физических качеств:
- сила (силовые способности);
- быстрота (скоростные способности);
- выносливость;
- ловкость (координационные способности);
- гибкость.
Каждое из перечисленных физических качеств имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
Развитие физических качеств протекает неравномерно. Как правило, наибольший их прирост наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какого-либо качества темпы его прироста снижаются. Исходя из этого, на каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени и усилий.
Установлено, что наиболее эффективно развиваются отдельные физические качества в периоды нх интенсивного прироста. Эти периоды называются сенситивными (чувствительными) или критическими. Так, для детей и подростков наибольший прирост скоростно-силовых способностей и выносливости наблюдается у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16 лет; ловкости — у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Для большинства физических качеств имеет место несколько сенситивных периодов.
Развитие физических качеств обратимо. Достаточно небольшого перерыва в занятиях, как начинается снижение показателей их развития. В первую очередь, падает быстрота, позднее — сила, и, в последнюю очередь —
выносливость. Например, после пятимесячной тренировки сила возвращается к исходному уровню через 18 мес., а выносливость — через 2-3 г.
- Техническая подготовка как компонент спортивной
тренировки. Этапы обучения двигательным действиям
Техническая подготовка — это обучение технике физических упражнений, выполняемых на соревновании или тренировке, и доведение её до необходимой степени совершенства.
Под техникой физических упражнений понимаются различные способы решения двигательной задачи. Например, прыжок в высоту с разбега можно выполнить способом «перешагивание», «перекидной» или «фосбю- рн-флоп»; удар по футбольному мячу — внешней или внутренней стороной стопы, носком или подъемом.
Физические упражнения представляют собой двигательные действия, состоящие нз отдельных движений. При этом не все движения одинаково важны. Совокупность относительно неизменных и достаточных для решения поставленной задачи движений называется основой техники, а второстепенные особенности действий — деталями техники.
Обучение технике физических упражнений, т. е. составляющим их двигательным действиям, заключается в формировании двигательных умений, навыков и получении связанных с ними знаний. Двигательное умение — это такая степень овладения двигательным действием, при которой управление движениями осуществляется под контролем направленного на них внимания, а двигательный навык — без его контроля, т. е. автоматизировано.
Процесс обучения двигательным действиям строится с учетом рефлекторной природы двигательной деятельности. Он протекает в три этапа, отражающие стадии формирования двигательного навыка:
- Начальное разучивание. Цель этапа — формирование способности выполнять основу техники, воспроизводить её хотя бы в грубой форме. Для этого необходимо: создать общее представление о двигательном действии; разучить элементы техники; предупредить или устранить грубые ошибки. На этом этапе особое значение имеют методы приобретения специальных знаний. При невозможности освоения двигательного действия сразу в целостной форме используется метод расчлененного упражнения, хотя зачастую это менее эффективно.
- Углубленное разучивание. Цель этапа — формирование двигательного умения. Для этого необходимо: уточнить пространственные, временные и динамические характеристики техники в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; добиться слитного выполнения двигательного действия в полном объеме; овладеть рациональным ритмом
движения. На данном этапе ведущим становится метод целостного упражнения. Количество повторений разучиваемого упражнения на одном занятии постепенно увеличивается. - Закрепление и совершенствование. Цель этапа — формирование двигательного навыка, достижение технического мастерства. Для этого необходимо: достигнуть определенной стабильности техники; усовершенствовать индивидуальные детали техники; обеспечить подвижность и вариативность техники, способность приспосабливаться к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии. На данном этапе стабильность достигается в процессе многократного повторения разучиваемого упражнения в неизменных внешних условиях, а вариативность — в условиях, частично или полностью воспроизводящих реальную меняющуюся обстановку.
В процессе технической подготовки необходимо учитывать явление, носящее название «перенос навыков». Оно заключается в том, что формирование одних двигательных навыков может оказывать влияние на формирование Других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков:
- положительный перенос, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего (например, навык метания теннисного мяча способствует освоению метания копья);
- отрицательный перенос, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего (например, навык выполнения сальто назад замедляет освоение переворота назад);
- односторонний перенос, при котором формирование одного навыка способствует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается;
- взаимный перенос, при котором навык переносится с одного двигательного действия на другое и обратно;
- прямой перенос, при котором формирование одного навыка непосредственно влияет на создание другого;
- косвенный перенос, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.
- Психическая подготовка как компонент спортивной тренировки. Классификация волевых качеств
Психическая подготовка — это формирование психической готовности спортсмена к тренировочному процессу и соревнованиям. Она имеет две относительно самостоятельные и взаимосвязанные стороны: воспитание волевых и специальных психических качеств.
Волевые качества характеризуют умение преодолевать трудности. К ним относятся:
- целеустремленность (ясное видение перспективной цели);
- смелость и решительность (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений);
- настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий);
- выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения);
- самостоятельность и инициативность (умение проявлять новаторство, находчивость и сообразительность).
У представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, причем всех их объединяет целеустремленность. Например, для бегуна-стайера или лыжника наиболее важны настойчивость и упорство, для футболиста — самостоятельность и инициативность, для гимнаста — выдержка и самообладание, для боксера или прыгуна на лыжах с трамплина- смелость и решительность.
Специальные психические качества включают: способность регулировать психические состояния, обусловленные ожиданием тренировок и соревнований; устойчивость к стрессовым ситуациям, возникающим на тренировках и соревнованиях; возможность воспринимать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и т. д.
Воспитание волевых и специальных психических качеств не представляет собой самостоятельный процесс, оно происходит в единстве с развитием физических качеств, овладением спортивной техникой и тактикой. Обязательным условием психической подготовки является создание и сознательное преодоление трудностей, связанных с выполнением различных физических упражнений. Выполнение упражнений затрудняют утомление, боль, страх. Большое значение имеет формирование актуальных мотивов спортивной тренировки и благоприятного отношения ко всем её составляющим.
- Формы и структура занятий физическими упражнениями
Занятия физическими упражнениями проводятся в урочной и неурочной формах.
Урочная форма отличается тем, что занятия проходят под руководством педагога, в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте с однородной по составу группой занимающихся. Урок является основной формой физического воспитания и практикуется во всех
учебных заведениях. По целевой направленности урочные занятия подразделяются на уроки общей физической подготовки и специализированные, такие, как спортивная тренировка, занятия по прикладной физической подготовке и лечебной физической культуре.
В неурочной форме обычно проходят занятия физическими упражнениями в режиме труда и отдыха (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, самостоятельные занятия различными системами физических упражнений и спортом, туризмом, массовые оздоровительные и спортивные мероприятия).
Урочные и некоторые неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют определенную структуру. В соответствии с ней занятия делятся иа три части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительной части проводится организация занимающихся, ознакомление с содержанием занятия, общая и специальная разминка. Задача общей разминки состоит в подготовке опорно-двигательного аппарата (разогрев мышц), сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к предстоящей работе. Обычно для этого применяется медленный бег и общеразвивающие упражнения для основных групп мышц. Специальная разминка включает упражнения, сходные по координации и нагрузке с двигательными действиями основной части занятия. Продолжительность подготовительной части составляет 7-10% всего времени занятия.
В основной части решаются главные задачи занятия. При этом используются разнообразные обще-подготовительные упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Основная часть бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипными упражнениями (например, кроссовый бег, игра в футбол, баскетбол), сложная — разнородными (например, прыжки в высоту и силовые упражнения). Во втором случае необходимо соблюдать определенную последовательность-. вначале разучивается техника сложно-координированных упражнений, затем выполняются упражнения на быстроту, силу и в конце основной части — на выносливость. Упражнения аэробного характера следуют за анаэробными. Продолжительность основной части составляет 80- 85% всего времени занятия.
В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающихся, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление и на внимание. При необходимости проводится анализ проделанной работы. Продолжительность заключительной части составляет 3-5% всего времени занятия.
3,954 просмотров всего, 1 просмотров сегодня