Период экзаменов существенно отличается от всех других периодов обучения студентов в течение года. Резко увеличивается объем и интенсивность нагрузки, экзамены сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями, стрессами. Все это происходит, как правило, на фоне уменьшения двигательной активности, сокращения времени пребывания на свежем воздухе, нарушения режима труда и отдыха. В комплексе данные факторы приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, выражающемуся в излишнем волнении, неуверенности в своих силах, а также неадекватных вегетативных сдвигах. Наблюдения показали, что во время сессии ЧСС повышается в среднем до 90 уд/мин, а в день экзамена перед входом в аудиторию — до 120-140 уд/мин. Таким же образом меняются и другие показатели. Отмечено даже снижение за время экзаменов массы тела на 1,6-3,4 кг.
В течение экзаменационного периода ухудшается умственная и физическая работоспособность. Так, после третьего экзамена показатели умственной работоспособности падают примерно на 7%, физической — на 44% по отношению к исходному уровню. Наибольший градиент умственной работоспособности наблюдается у первокурсников, причем в весеннюю сессию он выше, чем в зимнюю. У женщин умственная работоспособность снижается в большей степени, чем у мужчин, что объясняется их повышенной эмоциональной реакцией на экзаменационную ситуацию.
Цель использования физических упражнений в экзаменационный период — восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и, как следствие, улучшение умственной работоспособности.
Между умственной работоспособностью и двигательной деятельностью существует вполне определенная связь. От работающих мышц по чувствительным нервным волокнам в центральную нервную систему непрерывно поступают импульсы, стимулирующие работу головного мозга. Тонус головного мозга наиболее эффективно поддерживается в течение длительного времени в тех случаях, когда напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их расслаблением, т. е. при выполнении циклических упражнений (ходьбы, бега, плавания и т. п.) с малой и умеренной интенсивностью. Неслучайно при умственной работе многие непроизвольно стремятся пройтись или проделывают повторяющиеся движения руками, ногами, туловищем. По дошедшим до нас сведениям, Ньютон открыл свой знаменитый закон всемирного тяготения именно совершая прогулку и наблюдая за падающими яблоками.
Другой аспект заключается в том, что при интенсивном умственном труде в коре головного мозга образуются так называемые замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой устойчивостью и сохраняющиеся после завершения работы. Это, в частности, затрудняет засыпание, вызывает ситуационные сновидения, в результате чего нервная система не получает необходимого отдыха. Одним из эффективных средств, позволяющих избавиться от сформировавшихся очагов застойного возбуждения, также являются физические упражнения.
Разнообразные физические упражнения оказывают не только непосредственное воздействие на работу мозга, но и влияют на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что, в свою очередь, также улучшает умственную работоспособность. Оптимальная физическая нагрузка, кроме всего прочего, повышает общий эмоциональный тонус, создает бодрое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственного труда и предупреждает переутомление.
В экзаменационный период находят применение все формы занятий физическими упражнениями, характерные для учебной деятельности: физкультурные паузы и малые формы активного отдыха в процессе работы по подготовке к экзаменам, учебно-тренировочные и другие занятия в перерывах и после работы. Вместе с тем, в данный период физические упражнения приносят положительный эффект только при соблюдении ряда условий. Во-первых, большинство упражнений в перерывах и после работы должно выполняться в зоне малой мощности, т. е. при ЧСС 130-140 уд/мин. Во-вторых, как можно больше мышечных групп должно вовлекаться в активное состояние. В третьих, нагрузка по возможности не должна быть монотонной. В четвертых, упражнения должны приводить к невысокому, но в то же время ощутимому утомлению. Отдельно необходимо отметить, что двигательная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния (соревнования, ответственные тренировки в спортивных играх, единоборствах), в период подготовки к экзаменам ведет к угнетению умственной работоспособности. Польза физических упражнений заметно возрастает, если они сочетаются с оптимальным режимом питания и сна, соблюдением правил гигиены.
Существует и обратная зависимость между интенсивным умственным трудом и физической работоспособностью. В экзаменационный период значительно сложнее совершенствовать спортивную технику, быстрее наступает утомление. Из этого следует, что в это время студентам- спортсменам следует воздерживаться от участия в соревнованиях, а учебно-тренировочные занятия должны носить поддерживающий характер.
Для того, чтобы снять психическое напряжение, особенно перед самым экзаменом, можно воспользоваться аутогенной тренировкой. Упражнения на произвольное расслабление мышц в системе аутогенной тренировки выполняются в положении лежа или сидя в зависимости от того, как удобнее. Например, в положении лежа под голову и колени подклады- ваются небольшие подушки, ноги слегка раздвинуты, руки вдоль туловища, ладони кверху, глаза закрыты. В положении сидя в «позе кучера», напоминающей человека в полусонном состоянии, надо сесть на край стула, ноги полусогнуты в коленях и слегка раздвинуты, руки с переплетёнными пальцами свисают между ногами, туловище и голова наклонены вперед, глаза закрыты. В одной из поз лежа или сидя с помощью словесного самоубеждения вызываются ощущения спокойствия, тяжести, тепла, а также производятся дыхательные упражнения.
Для достижения спокойствия в течение примерно 1 мин мысленно повторяется установочная фраза «Я совершенно спокоен». Внимание концентрируется только на установочной фразе.
Ощущение тяжести появляется при повторении в течение 2-3 мин установочной фразы «Моя правая (левая) рука тяжелая». Как только ощущение тяжести из прорабатываемой руки перейдет на другую руку, надо сконцентрироваться на установке «Я совершенно спокоен, обе руки тяжелые», а прн переходе на ногу — «Я совершенно спокоен, правая (левая) сторона тяжелая». После этого необходимо выйти из состояния самологруже- ния, для чего руки вытягиваются вперед, пальцы сжимаются в кулак, несколько раз руки с силой проводятся по телу, делается 2-3 глубоких вдоха и выдоха, открываются глаза. Затем все упражнения повторяются и при появлении ощущения тяжести на одной стороне тела используется в течение примерно 2 мин установка «Я совершенно спокоен, руки и ноги тяжелые». После некоторой тренировки текст установочных фраз можно сократить до слов «Покой — тяжесть».
Для получения ощущения тепла внимание в течение примерно 3 мин концентрируется на установке «Покой — тяжесть — правая (левая) рука теплая», затем «Покой — тяжесть — обе руки теплые» и «Покой — тяжесть — руки и ноги теплые». После некоторой тренировки установку можно сократить до слов «Покой — тяжесть — тепло».
В дыхательных упражнениях используется брюшной тип дыхания. Все внимание направляется на процессы вдоха и выдоха. Дыхание осуществляется через нос. Вначале делается легкий и плавный вдох, затем сразу же глубокий выдох, после чего выдерживается небольшая пауза. При вдохе живот выпячивается, а при выдохе втягивается. Это отчетливее ощущается, если в положении лежа на спине ладони рук находятся на животе. Частота дыхания пониженная — около 8 циклов в минуту. Упражнение продолжается 2-3 мин. Помещение, где оно проводится, должно быть хорошо проветрено.
Кроме перечисленных способов саморегуляции в аутогенную тренировку входит произвольное переключение внимания на различные объекты, явления, исключая те, что вызывают психическое напряжение. Приносит пользу пребывание в тишине, в спокойной расслабленной позе, с представлением имевших место приятных ситуаций. Благоприятную атмосферу для общения создает естественная приветливая улыбка. При этом человек сам обретает бодрость н жизнерадостность н повышает настроение у окружающих, в том числе и у экзаменатора, что, как все понимают, вовсе нелишне на экзамене.
1,344 просмотров всего, 1 просмотров сегодня